Или как заработать полтора миллиона долларов в месяц
Сергей Зимин
Таковы последствия реализации распоряжения губернатора Приморского края "О мерах по повышению собираемости налоговых платежей в бюджеты различных уровней с физических и юридических лиц, осуществляющих торговлю автомобилями".
Ни для кого не секрет, что автомобильный бизнес в Приморском крае является важнейшей отраслью экономики. Большинство жителей нашего края так или иначе завязано с автомобильным делом, кто-то в меньшей степени, кто-то в большей: немало известных политиков и чиновников в свое время начинали с этого бизнеса. Для сравнения. Только пошлин на Владивостокском автотранспортном посту в месяц собирается порядка 90 млн долларов, а в год - около 1 миллиарда 80 млн долларов. Такие цифры корр. "Н" привел Дмитрий Пенязь, председатель движения "Общество защиты автопродавцов Приморского края"! Не говоря уже о всей сфере обслуживания прибывших автомобилей. Совершенно естественно, что огромный поток денег привлекает всех, но зарабатывать деньги на автомобилях можно по-разному: можно открыть фирму по отправке автомобилей на запад России, можно заняться их продажей, можно открыть автомагазин или автомойку, а можно просто, используя определенные рычаги влияния, пролоббировать принятие документов, которые позволят зарабатывать деньги на пустом месте.
РАДАР-АВТО Комиссионное оформление автомобилей и спецтехники - выдача справки-счет ГИБДД и ГОСТЕХНАДЗОРА
- выдача знака "Транзит".
- Автострахование в ведущих компаниях.
- Мы работаем с юридическими и физическими лицами.
- Форма оплаты- нал/безнал. расчет.
- Москва, Ленинградское шоссе, д.68
- Телефон: (495) 452-8724, 452-9353
· www.auto68.ru |
Сомнительное нововведение
До недавнего времени транспортные средства в Приморском крае регистрировались на основании так называемой справки-счета - общепринятого в стране номерного документа строгой отчетности, который подтверждает факт купли-продажи автомобиля. Но 23 июня нынешнего года на свет появилось распоряжение губернатора, которое фактически заменило справки-счета договорами купли-продажи.
Распоряжение, вышедшее в свет под номером 103-РГ "О мерах по повышению собираемости налоговых платежей...", внесло кардинальные изменения в жизнедеятельность автомобильного бизнеса края.
Главное, о чем говорится в постановлении, - так называемое поэтапное снижение финансовых затрат краевого бюджета, связанных с приобретением справок-счетов до двух млн рублей, и внедрение в практику договоров купли-продажи автотранспортных средств. Разработку этих документов доверили краевому государственному учреждению с немудрящим названием "Информ".
"Информ" с задачей справился: необходимые формы разработаны, отпечатаны в Москве в типографии ЗАО "Первый печатный двор" и уже несколько месяцев как внедрены в работу. Согласно Гражданскому кодексу РФ, вроде бы все в порядке, вышеуказанные договоры имеют примерно равную силу вместе со справками-счетами, только вот последних в Приморье найти практически невозможно. Мы созвонились с Пермской печатной фабрикой Госзнака, и вот что нам сообщили. Фабрика поставляет справки-счета во все российские регионы, причем в Приморье раньше шли значительные партии бланков. Сейчас пермская фабрика не печатает справки-счета для Приморья. Контрагент - УВД Приморского края - должен ей свыше 6 млн руб., не только по справкам-счетам, но и по другой печатной продукции. Фабрика пошла бы на уступки и реализовала продукцию в кредит, но проставление подписей под необходимыми договорами вроде бы застопорилось, по сведениям печатников, где-то в администрации Приморского края. Согласитесь, весьма кстати при введении новых образцов договоров.
РАДАР-АВТО Комиссионное оформление автомобилей и спецтехники - выдача справки-счет ГИБДД и ГОСТЕХНАДЗОРА
- выдача знака "Транзит".
- Автострахование в ведущих компаниях.
- Мы работаем с юридическими и физическими лицами.
- Форма оплаты- нал/безнал. расчет.
- Москва, Ленинградское шоссе, д.68
- Телефон: (495) 452-8724, 452-9353
· www.auto68.ru |
Проблемы никто не учитывал...
Они появились уже после того, как люди оформили покупку автомобиля по договору купли-продажи. Тот, кто со своим новым автомобилем остался в Приморье, проблем не знал, машину поставили на учет в ГАИ без вопросов. А вот те покупатели, кто отправились в другие регионы страны только с договорами на руках, столкнулись с серьезными препятствиями.
Даже в ближайшем Хабаровском крае наши договора никто не воспринимает как официальный документ! Для ГАИ других регионов разработанный в Приморье договор купли-продажи - филькина грамота! Причем при оформлении такого договора в автомагазинах или в ГАИ людей непременно предупреждают об этих проблемах!
Дело в том, что в соответствии с этим распоряжением наши властные структуры должны были организовать должный контроль за договорами, но пока система отчетности, как водится, не отлажена. Тогда как со справками-счетами было проще: легко можно было проконтролировать, где, кем, на кого и когда оформлена эта бумага, поскольку система успешно действует уже несколько лет.
Вторая проблема - это стоимость оформления договора купли-продажи. Бланки его можно купить за 217 рублей, но в автомагазинах тут же предупреждают, что оформляется договор в четырех экземплярах, а заполнить нужно множество параграфов, из-за одной-единственной ошибки в ГАИ бумаги не примут. Заполнить бланк поможет специалист, тогда договор купли-продажи обойдется в 1500 рублей!
За что покупатель вынужден выкладывать такие деньги - непонятно. А люди платят, чтобы уберечь себя от ошибки. Кстати сказать, справка-счет до нововведений стоила около 500 рублей с оформлением, если сейчас удается найти редкие экземпляры этого бланка, то его стоимость доходит до 3000 рублей!
Кому это нужно?
Что касается управления ГИБДД УВД ПК, то от комментариев по этому поводу гаишники стараются всячески уклониться, перенаправляя в краевую администрацию за разъяснениями. Ведь в данном случае, утверждают приморские гаишники, они являются всего лишь исполнителем краевого распоряжения губернатора. В краевой администрации наши вопросы приняли и... отправили на рассмотрение.
Попробуем прояснить ситуацию сами. Краевая администрация планирует снизить финансовые затраты на приобретение справок-счетов до 2 млн рублей. Сначала о затратах. Пермская печатная фабрика Госзнака поставляла в Приморье бланки справок-счетов по 65 рублей за штуку. Деньги от реализованной спецпродукции непременно возвращались из автомагазинов в бюджет, поскольку предприниматели реализовывали их автолюбителям уже со своей наценкой. И если наш бюджет ничего не терял, то о каких затратах может идти речь? Возможно, хотели повысить собираемость налогов за счет того, что в договорах якобы будут указывать реальную стоимость купленного автомобиля, только в этом смысле ничего в сравнении со справкой-счетом не изменилось.
Зачем, спрашивается, было устраивать весь сыр-бор, нарушая установленный федеральный порядок со справками-счетами. Возможно, что кто-то хочет откусить большой кусок от автомобильного пирога, а появившееся распоряжение - всего лишь результат лоббирования определенных интересов.
Еще свежи в памяти воспоминания о том, как частная компания "Авто-МИГ" была наделена эксклюзивными полномочиями эвакуировать неправильно припаркованные автомобили по всему Приморью, и какой скандал из этого получился! Или давайте вспомним о том, как не так давно правоохранительные органы проверяли деятельность автомагазинов-филиалов МРЭО ГИББД УВД ПК? Тогда автомобильную общественность всколыхнуло известие, что вскоре автомагазины будут ликвидированы. Однако ничего такого не случилось. Ровно через сутки после дня "Ч" они вновь начали работу, но с новыми названиями и с новыми хозяевами. По странному стечению обстоятельств сегодня всеми автомагазинами-филиалами МРЭО в Приморье владеет все та же компания "Авто-МИГ", которая быстро взвинтила цены на услуги - с 250 рублей до 500 рублей, а теперь уже и до 1500 рублей за помощь в регистрации автомобиля.
Не будем утверждать, но получается, что больше всего выигрывают от введения договоров купли-продажи автомагазины, и сдается нам "Авто-МИГ" играет в этом деле не последнюю роль. 2 млн рублей краевого бюджета хватит примерно на 30 тыс. справок-счетов, в год нашему краю такой спецпродукции требуется около 400 тыс., а "недокупленные" 370 тысяч, видимо, должны занять договоры купли-продажи.
Мы никого не хотим ни в чем обвинять, но ситуация кажется, по меньшей мере, странной. Получается, что одна структура монополизирует рынок оформления купли-продажи транспортных средств, получая на этом немалые выгоды. Несложно провести приблизительный расчет. В месяц в нашем крае регистрируется примерно 30 тыс. автомобилей. Если на все машины оформлять договоры купли-продажи по 1500 рублей, то при этом автомагазин получает на каждой операции около 1200 руб. чистой прибыли! Только в месяц это составит 36 млн руб., или почти 1,4 млн долларов гарантированного дохода! Проведем цепочку - справка-счет на Госзнаке стоила 65, в ГАИ ее продавали за 114, в магазине оформляли за 500 рублей. Стоимость договора купли-продажи нам узнать не удалось, так как в ЗАО "Первый печатный двор" сослались на коммерческую тайну, а в ГАИ и "Информ" бланки продают за 217 руб., а в магазинах оформляют уже за 1500 руб.! Вот и спрашивается, зачем заменять общепринятый в стране документ?
И ладно бы во благо, только новый владелец авто мало того, что платит немалые деньги, так еще и попадает в кабалу пресловутого договора купли-продажи, поскольку в другом регионе он не может поставить машину на учет! Конечно, в конце концов он зарегистрирует свой автомобиль, но только после многомесячных проверок, поскольку, как мы уже говорили выше, во всей России сотрудники ГИБДД оперируют справками-счетами и ни о каких договорах купли-продажи и знать не знают.
Те, кто во Владивостоке занимается автобизнесом, в один голос твердят, что введение договоров купли-продажи является классическим четыреста вторым сравнительно честным способом отъема денег у населения. И попадутся на это многие. Грамотные люди новые бланки договоров купли-продажи игнорируют, поскольку наши законы разрешают подобные договора оформлять письменно, без печатей, без специальных бумажных форм - только в присутствии старого и нового владельцев. Есть даже вариант устного договора, когда владелец заявляет, что продает машину данному человеку и что нужно на него оформить документы. В ГАИ, утверждают автобизнесмены, вначале отказывались принимать такие договоры, поддерживая распоряжения руководства, однако потом смирились, поскольку закон нужно соблюдать, и теперь такие договоры все-таки принимают в Приморье. За пределами края ситуация еще хуже. Поэтому те, кто приобретает автомобиль для перепродажи в другом регионе, сейчас стараются оформлять доверенность на машину, а не ее покупку.
Крупные автобизнесмены предлагали за свой счет закупить на Гознаке справки-счета, однако, как говорят, руководство ГИБДД УВД ПК отказалось от их помощи.
Парадоксально все это. Мы боремся за свое право ездить на машинах с правым рулем с чиновниками из Москвы, а в итоге приходится отстаивать свои права и на местном уровне. Приморские нововведения и преграды уникальны и совершенно непонятны людям из других регионов. Хватаясь за голову, они восклицают: "Что у вас за беспредел творится?". По сути, такие договоры купли-продажи стали очередной помехой для покупок машин во Владивостоке, а значит, и покупки японских праворульных автомобилей.
Характерная деталь УГИБДД УВД Приморского края, приступив к выполнению распоряжения губернатора, подписало соглашение с КГУ "Информ", в котором в частности в п. 5 говорится, что "... четыре бланка Договора купли-продажи распределяются следующим образом: бланк №1 остается в ГИБДД, бланк №2 и №3 остаются у продавца и покупателя соответственно, бланк №4 передается в последующем в Организацию (КГУ "Информ", согласно этому соглашению. - Прим. авт.) с отметкой подразделения УГИБДД УВД ПК о совершенной регистрационной операции". Только куда смотрят уважаемый начальник УГИБДД УВД ПК Юрий Оборин, подписавший этот документ, и начальник РЭО УГИБДД УВД ПК Владимир Горбунов? Ведь, передавая один из бланков в КГУ "Информ", они нарушают приказ министра МВД РФ №59 п. 56-б, согласно которому подобные документы можно выдавать определенному числу лиц и органов, предусмотренных российским законодательством. И в этом число КГУ "Информ" никоим образом не входит. |