Основные неисправности батареи: короткое замыкание пластин при выпадении активной массы;разряд и саморазряд. Кроме того, в результате понижения, а также длительного хране-ния аккумулятора без подзарядки возможна сульфатация пластин, хотя вероятность её в совре-менных аккумуляторах при нормальном уровне электролита значительно снижена.
Выпадение активной массы приводит также к понижению ёмкости батареи. В процессе эксплуатации возникают трещины стенок батареи, происходит снижение уровня электролита и его плотности.
Диагностирование аккумуляторной батареи заключается в наружном её осмотре, проверке уровня электролита, а также напряжения под нагрузкой. Небольшие трещины моноблока гер-метизируют наложением заплаты на 5-6 слоёв стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. При больших повреждениях моноблок подлежит замене.
При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду, так как она испа-ряется быстрее, чем кислота. При недостаточной плотности доливают электролит плотностью 1,40 г/см3.
Плотность электролита проверяют денсиметром. Разница в плотности отдельных ак-кумуляторов батареи не должна быть более 0,01 г/см3.
Для очень холодного климатического района РФ плотность электролита, приведённая к 25С, зимой установлена 1,30 г/см3 , а летом 1,26 г/см3. Для умеренного климатического района (к которому и относится Вологодская область) этот параметр круглый год должен составлять 1,26 г/см3, для тёплого влажного и жаркого сухого районов 1,23 г/см3.
Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разряду батареи при-мерно на 6%. Батарея требует заряда (тренировочного цикла) если разряд (хотя бы одного ак-кумулятора) достигает 50% летом и 25% зимой.
Работоспособность (напряжение батареи под нагрузкой) необходимо проверять для каж-дого аккумулятора нагрузочной вилкой: при исправном состоянии напряжение в конце пятой секунды должно оставаться неизменным в пределах 1,7-1,8 В. Однако указанный метод стано-виться затруднительным при наличии защитного покрытия кислотоупорной мастикой всех со-единительных перемычек внутренних аккумуляторов, а так же для современных необслуживаемых батарей, устанавливаемых серийно на автомобиль ГАЗ-3110. Поэтому основное значе-ние в эксплуатации приобретает простой метод проверки работоспособности батареи по паде-нию напряжения при пуске двигателя стартером. Это падение для исправного состояния (при прогретом аккумуляторе и двигателе) должно быть не ниже 10,2 В. Более низкий уровень сви-детельствует также (при нормальной плотности электролита) о потере ёмкости, которая может быть частично восстановлена тренировочными циклами.
Ресурс батареи в эксплуатации сокращается в 2-2,5 раза при повышении регулируемого напряжения бортовой сети автомобиля выше оптимального на 10-12%, т. е. зависит от состоя-ния генератора и регулятора напряжения. Данная проблема очень остро стоит для автомобиля ГАЗ-3110, реле-регулятор 13.3702-01 (устанавливаемый с генератором 16.3701) которого отли-чается очень низкой надёжностью.