Братья Эмиль и Бернхард Штёвер начали свою деятельность в 1897 году с создания мотоциклов, оборудованных двигателями "Кюделль" (Cudell) и "Де Дион" (De Dion). Некоторое время спустя они приступили к изготовлению 3- и 4-колесных автомобилей. За первой моделью с 2-цилиндровым мотором в 1901 году появилась машина с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3052 см3. При ее разработке братья ориентировались на французские "панары" (Panhard). Рамы автомобилей были из дерева, а кузова напоминали устаревшие кареты. При разработке следующей модели уже ориентировались на "Мерседес" (Mercedes). Рамы новых машин сделали стальными, привод задних колес остался цепным. В 1906 году "Штёвер" выпустила автомобиль "Р-6" собственной разработки. Он имел 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 8829 см3, считавшийся весьма современным, и выпускался до 1910 года. Некоторое время спустя братья представили легкий автомобиль с 4-цилиндровым 1,5-литровым мотором, а затем более солидную машину с 2,5-литровым агрегатом. В 1910 году они объявили о выпуске модели "В-6" с двигателем в 2025 см3, которая позднее строилась по лицензии фирмой "Матис" (Mathis). В 1911 году братья Штёвер начали производство авиационного 6-цилиндрового мотора объемом 11160 см3, спроектированного русским инженером Борисом Луцким. После войны склады "Штёвера" оказались заполненными неиспользованными узлами для этих авиамоторов, которые было запрещено использовать по прямому назначению. Луцкой предложил установить свой двигатель на автомобильном шасси. Так в 1921 году появился "Гроссе Штёвер" типа "D-7" (Grosse Stoewer) с мотором мощностью 120 л.с., позволявший развивать скорость до 180 км/ч. В начале 20-х годов "Штёвер" выпускала многочисленные модели с 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1593 до 4960 см3, снабжавшиеся достаточно совершенными аэродинамическими кузовами. Среди них был популярный автомобиль "D-5" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3107 м3 с боковыми клапанами. Самой известной моделью "Штёвера" 20-х годов стала "D-10" с 50-сильным 2,6-литровым двигателем. В 1928 году конструктор Фриц Фидлер (Fritz Fiedler) создал серию "Супериор" (Superior), включавшую модели "S-8" и "S-10" с рядными 8-цилиндровыми двигателями рабочим объемом соответственно 1999 и 2464 см3, в которых обнаруживали большое техническое сходство с автомобилями американской фирмы "Гарднер" (Gardner) из Сент-Луиса. В 30-е годы, с трудом преодолев экономический кризис, "Штёвер" сосредоточилась на выпуске недорогих малолитражных автомобилей. Первой стала модель "V-5" с двигателем V4 рабочим объемом 1188 см3 и приводом на передние колеса, оказавшаяся "гвоздем" Берлинского автосалона 1931 года. В начале 1934 года Бернхард Штёвер представил новый переднеприводный автомобиль "Грайф" (Greif) с двигателем V8 рабочим объемом 2489 см3 мощностью 55 л.с., механической 4-ступенчатой коробкой передач и полностью независимой рессорно-пружинной подвеской всех колес. Хотя публика проявила большой интерес к "Грайфу", объем продаж оказался невысоким. Вскоре после начала его производства (конец 1934 года) Бернхард Штёвер вышел из состава руководства фирмы, причем его брат Эмиль покинул фирму двумя годами ранее. Новое руководство вступило в переговоры о сотрудничестве с немецким отделением "Форд", которые не привели к положительному результату. В 1936-1939 годах "Штёвер" под маркой "Грайф Юниор" (Greif Junior) собирала по лицензии чешские автомобили "Татра" (Tatra), оборудованные 4-цилиндровым оппозитным верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 1484 см3. В 1937 году "Штёвер" вновь начала выпуск автомобилей собственной конструкции. Первая модель "Седина" (Sedina) оснащалась 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем в 2390 см3. "Аркона" (Arkona) получила 6-цилиндровый мотор в 3585 см3. С началом второй мировой войной "Штёвер" ( переключилась на производство армейских машин для вермахта. В 1944 году ее завод был разрушен американской авиацией. Владельцы отказались от восстановления предприятия. Это решение приняли потому, что город Штеттин (Щецин), где располагался завод, оказался на территории народной Польши. |